28.05.2018  

Где же работают толпы людей и кто им платит

Вопреки шутке, в 2000 г. в США получали зарплату от государства всего лишь 50 тыс. учёных — меньше 3 %, 15% работали в системе образования и свыше 80 % — в промышленности, т. е. прежде всего в частном секторе.

Легче всего понять, зачем нужны учёные в образовании. В любую эпоху общество пользуется ранее разработанными технологиями. Чтобы их применять, нужны некоторые знания. Они могут сохраняться в наскальных рисунках, на глиняных дощечках, папирусных свитках, на перфокартах и перфолентах, на бумаге, на магнитных или оптических дисках. Но для передачи накопленных знаний нужны люди — носители информации. Процесс её передачи от поколения к поколению происходит в образовательных учреждениях. В США всех преподавателей университетов, колледжей, институтов, и даже школ уважительно называют профессорами, но есть разные степени профессорства. В России для преподавателей вузов существуют учёные звания: профессор, доцент, ассистент... Учёные-преподаватели занимаются научным поиском и учат новые поколения. Профессор, не ведущий научных исследований, полезен не больше, чем анимированный наскальный рисунок или говорящая глиняная дощечка.

Ну а если учёный работает не в вузе, а в научно-исследовательском институте? Что делает он, придя утром на работу? Впрочем, кто сказал, что он вообще уходит домой? Учёные компьютерных наук привыкли работать по ночам ещё с тех пор, когда компьютеров было немного и получить доступ к ним в дневное время считалось подарком судьбы. Необходимость в ночной работе с годами уменьшалась, а традиция осталась.